BLOG

По-гамлетовски: «Быть или не быть…?» 

Когда пытаешься размышлять о явлении, явно одаренном, все эмоциональные и логические доводы – порой вопреки здравому (читай, финансовому) смыслу - в пользу таланта... Потому что «для вечности» и живет, и созидает.
Когда рассуждать приходится о талантливом коллективе - уточню, об объединении людей, не просто одаренных, но и увлеченных, возможно, даже одержимых, одним чувством – любовью к искусству, одной целью - постановкой на сцене классики отечественной и зарубежной литературы - аргументы «против» перестают работать. Почему? Потому что созидание и прогресс напрямую зависят от просвещенности и культуры… одного, двух, отдельного взятого коллектива или отдельного взятого города. Вроде бы истина, уже набившая оскомину, но для реализации в нашем обществе до сих пор требующая титанических усилий… Если конкретизировать вступление, то поговорить, вернее, поразмышлять, хочется о театре-студии «Каскад».
Появившись в Сочи в ноябре 2015 года, студия за чуть более полгода предоставила на суд зрителей три постановки. Возможно, торопятся... Но это скорее от желания самоутвердиться, зарекомендовать себя и стать неотъемлемой частью культурного сообщества Сочи. А это желание лично мне импонирует. Все три постановки отражают целый пласт в литературе и искусстве, поскольку созданы на основе произведений известных классиков: Жан Франсуа Реньяр (представитель эпохи классицизма - XVII-XVIII века - французской драматургии), Александр Пушкин (представитель XIX-го, названного «золотым», века русской поэзии), Александр Вампилов (представитель советской драматургии середины XX века). Планка изначально взята высокая - имена классиков обязывают труппу соответствовать заявленному уровню. Если вывести среднестатистическое мнение побывавших на спектаклях, то приходится констатировать: постановки сочинской студии - не без претензии на самобытность, творческую уникальность и одаренность, как отдельно взятых артистов, так и коллектива, в целом. А ведь из профессионалов в труппе - художественный руководитель театра-студии «Каскад», выпускник школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, Александр Лухин, артисты труппы: Ростислав Дубинский, Наталья Бахарева, Мария Малишевская. У остальных - непреодолимая тяга к искусству и желание испытать себя профессией актера. Не будем снобами и ханжами, тем более что в современном шоу-бизнесе, каковым сегодня является театр и кино, немало популярных и раскрученных артистов не имеет соответствующего диплома. Смею предположить, что в творческой профессии он и не является определяющим. Желание студийцев освоить новое ремесло и внести в этот вид искусства свою лепту, заставляет кропотливо и с энтузиазмом работать над созданием сценического образа. Комедия «Единственный наследник», премьерный показ которой состоялся 1 июля, раскрыла таланты всей труппы, трудившейся над созданием спектакля.  Классицизм, а именно к этому художественному стилю относится комедия Реньяра, требовал от режиссера соблюсти триединство места, времени и действия - и это во многом облегчило задачу камерному театру в вопросах декораций. 

Минимума декораций требовала и небольшая сцена театра – кстати, благодаря этому факту актеры «расширили» площадку действий, и выход к зрителю «работал» вполне эффективно – присутствующие в зале были вовлечены в сценическое действо. Стихотворная форма произведения – с учетом, что перевод изобилует архаизмами и устаревшими словами, - потребовала дополнительных языковых усилий и мастерства от всех актеров. Сценические образы создавались эмоциями и жестами, которые у большинства артистов спектакля вполне естественно гармонировали с произносимым текстом.
Жеронт, изумительно сыгранный Ростиславом Дубинским, как и подобает хилому старцу, восставшему со смертного одра, еле переставлял подгибающиеся ноги и трясущимися руками расплескивал воду из стакана, когда пытался утолить жажду, тем не менее предпринимал попытки покорить сердце юной красотки. Актер создал на сцене очень естественный образ дряхлеющего старика, с одной стороны, жадно хватающегося за последние радости жизни, с другой, мучимого желаниями облагодетельствовать близких и уйти в мир иной со спокойной совестью. Профессионализм актрисы Натальи Бахаревой, сыгравшей Лизетту, заслуживает не просто похвал, а бурных аплодисментов. Ее великолепная игра приковывает внимание от начала и до конца: произносимый ею текст является лишь естественным продолжением ее сценических действий, насыщенных отточенными жестами и соответствующей ситуации мимикой. Сергей Ханго и Антон Аверьянов, успешно вжившись в образы племянника старца Эраста и его слуги Криспена, своей эмоциональной игрой заостряют внимание на недостатках своих героев, преступающих ради личной выгоды и финансового благополучия не только нравственные законы. Разрываемые страстями, они темпераментно ведут сюжет к кульминации и развязке.
И вот она кульминация - обман на грани раскрытия… Но выживающий из ума старик вновь обманут - лжецы остаются в фаворе и при деньгах… И кто же после этого станет сомневаться в актуальности комедии, написанной в начале XVIII века, в наши дни? В том, что классика правит умами тех, кто склонен видеть, слышать и познавать мир?
Гамлетовский вопрос: «Быть или не быть…?» - в данном случае нериторический. Путь становления труппы театра-студии «Каскад» пройден, но проблемы не позволяют ему полноценно развиваться дальше. Если мы, сочинцы, хотим иметь собственный театр в родном городе, то, видимо, должны каким-то образом выразить или проявить свое желание. Тем более, что сами студийцы сделали все, чтобы доказать нам свою состоятельность. И мнение Александра Калягина, высказанное в середине мая на прошедшем в Сочи Всероссийском театральном форуме «Театр: время перемен» о том, что театр-студия «Каскад» под руководством Александра Лухина может стать основой для формирования профессионального драматического театра в Сочи, - это не просто признание мастерства коллег по цеху, а повод к действию в городе, претендующему на звание «культурной и фестивальной столицы страны».
Не сомневаюсь, обаяние студийности, умной, выразительной и азартной игры актеров способно покорить сердца и умы сочинцев, сделав театр «Каскад» не просто популярным, но и жизненно необходимым в культурном пространстве родного города.

 

Автор статьи: Лариса Остренко

ЛЕТНИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ГИТИС В СОЧИ "ЧЕХОВ И ШЕКСПИР" 

С 27 июля по 10 августа в Сочи при активном участии «Нового Театра Сочи» состоялся первый театральный лагерь ГИТИСа. В Сочи приехали студенты режиссерского факультета вуза, актёры, молодые режиссёры из 10 регионов России, а также Украины и Израиля. Кроме того, в работе летнего лагеря приняли участие артисты "Нового Театра Сочи", специалисты творческих коллективов и учреждений управления культуры города и юга России. В общей сложности в работе лагеря участвовало около 100 человек. Участники лагеря в течение двух недель изучали и практиковали актёрское мастерство, сценическое движение, ставили самостоятельно режиссёрские отрывки под руководством педагогов ГИТИСа.
В программе лагеря состоялось более 50 лекций, тренингов и занятий по сценическому движению, мастерству и речи. Кроме того, участники побывали на мастер-классах знаменитых педагогов, разбирали самые известные пьесы А.П. Чехова “Три сестры», «Чайка» и трагедии У. Шекспира “Отелло», «Гамлет», участвовали в дискуссии о будущем театра.
Занятия со студентами вели лучшие педагоги ГИТИСа: Григорий Заславский, ректор ГИТИСа; Владимир Байчер, декан режиссёрского факультета; Александр Галибин, народный артист России, профессор кафедры режиссуры драмы; Екатерина Гранитова-Лавровская, режиссёр, старший преподаватель кафедры режиссуры драмы; Олег Снопков, старший преподаватель кафедры сценической пластики; Татьяна Федюшина, преподаватель кафедры режиссуры драмы.
Итогом работы лагеря стал показ творческих работ — этюдов, отрывков, поставленных участниками под руководством педагогов. Показы проходили не только на сцене «Нового Театра Сочи», но и во внутреннем фойе театра. Зрителями стали не только участники школы, но и обычные зрители.

БЛАГОДАРНЫЕ ЗРИТЕЛИ

Еременко Светлана Аркадьевна о нас...

Год театра в России в 2019 году ознаменовался замечательным событием – в Сочи начал свою работу и получил статус муниципального – Новый Театр Сочи, под руководством Лухина Александра Владимировича, который собрал талантливых людей и единомышленников.
Театр существует меньше года, и за это время поставлены три спектакля, которые успели стать аншлаговыми. В конце спектакля зрители аплодируют артистам стоя с благодарностью за подаренные творческую энергию, талант, мастерство и отличное настроение. Несмотря на то, что театр еще очень молодой, но благодаря невероятным усилиям и стараниям всех мастеров, спектакли получились яркие, красочные: декорации и костюмы выше всяких похвал!
Такое огромное дело для жителей и гостей Сочи создано творческой группой всего лишь в 10 человек, и хочется отметить каждого: Лухин Александр Владимирович – руководитель театра, Ступин Петр Анатольевич – режиссер–постановщик, Ивашкин Юрий Юрьевич – зав.труппой, администратор, Антипченко Виктория Васильевна – зав.литературно–драматургической частью, Пикинский Алексей Викторович – зав.осветительной частью, Ямалидинова Гульнара Дамировна – зав.костюмерным цехом, Иванов Сергей Николаевич и Солнцев Платон Александрович – рабочие по сцене. Актеры: Дубинский Ростислав Михайлович, Бухтояров Алексей Геннадьевич, Мельник Артем Евгеньевич, Черных Антон Алексеевич, Бахарева Наталья Валентиновна, Котляр Анастасия Алексеевна, Гудина Юлия Алексеевна, Суворов Андрей Вячеславович, Мосина Евгения Михайловна, Солодовник Карина Александровна, Исмаилов Сергей Голандарович, Гончаров Владимир Сергеевич.
У Нового Театра Сочи уже есть свои постоянные зрители: взрослые и дети – они с восторгом рассказывают знакомым и друзьям о замечательном театре, но небольшой зал всего лишь в 100 посадочных мест уже не вмещает всех желающих, и приходится ждать следующего показа. К сожалению не все гости города могут попасть на спектакли, так как их визиты на курорт чаще всего короткие, а спектакли пока идут раз в две недели.
В заключении хочется выразить благодарность всему коллективу Нового Театра Сочи, пожелать им творческих успехов, вдохновения, аншлагов и любви зрителей.
И обратиться к сотрудникам Министерства Культуры РФ, Управления Культуры г.Сочи, главе г.Сочи за помощью и поддержкой такого доброго проекта по развитию культуры в нашей стране.

Еременко Светлан Аркадьевна,
москвичка, любящая Сочи и Новый Театр Сочи

СОБАКА. РУ

Александр Лухин: «У меня очень высокие требования к идеям, которые мы воплощаем»

Актер и режиссер создал первый в Сочи муниципальный театр «Новый Театр Сочи»,  с собственной актерской труппой. Спектакли проходят в малом театральном зале «Фестивального» и каждый раз – с аншлагом.

 

 

Вы когда-нибудь работали не в театре?

Конечно, и в журнале, и в конторе, которая занималась юридическими вопросами.

Разве для этого не нужно образование?

Нужно, вот я и самообразовывался. (Смеется.) После этого я в кино снимался, а дальше работал художественным руководителем Туапсинского театра юного зрителя. Когда я туда пришел, вместо театра был сарай с прохудившейся крышей, ужасным фойе и разбитыми стеклами. Когда я уходил, думаю, что там появилось лучшее театральное фойе Краснодарского края, с отреставрированными гримерками, отличным малым залом, костюмерными и мастерскими. Главное, что процентов на 50 был заложен проект и уже начат физически и технически осуществляться большой зрительный зал – я разработал очень красивый проект. Но по воле чиновников-придурков, которые были тогда и слава Богу, что их сейчас нет, ведь их быстро сняли с должности, я оказался в другом месте – в Сочи. В итоге через три года мы открыли здесь профессиональный театр.

В театре-студии «Каскад», который вы открыли еще до «Нового Театра Сочи», обучали актерскому мастерству, чтобы в итоге создать непрофессиональную труппу?

Нет. Одна из задач была понять, насколько у сочинской молодежи есть интерес к театральному делу. Когда мы дали объявление о наборе в группу, пришло огромное количество людей, уже точную цифру не помню. Но только 60 человек я оставил для занятий: изначально было три группы, затем сократили до двух. Кто-то из ребят мне до сих пор названивает, хочет продолжить, кто-то собирается в Москву поступать, кто-то просто доволен, что ходил на эти курсы и знает, как устроена профессия актера. Возможно, в будущем мы снова запустим подобные курсы, но сейчас в этом нет необходимости – сначала нужно решить ряд других вопросов. Когда мы будем твердо стоять на ногах, наберем репертуарный план, разберемся с техническими задачами, мы сделаем это. Потому что из театральных студий всегда выкристаллизовываются какие-то таланты

Почему вы забросили актерскую карьеру?

Меня периодически куда-то приглашают сниматься, но если я соглашусь, то мне придется тут все бросить. Сейчас все мое время поглощает административно-техническая работа. К тому же, у меня никогда не существовало амбиций по поводу моей актерской карьеры, в отличие от моего любимого друга Гоши Куценко, который всегда стремился стать известным, популярным, он добился своей цели и теперь, мне кажется, даже немножечко от этого страдает. А у меня есть любимое дело, театр, ребята, мне всегда приятно, что я помогаю им выстраивать себя. Для меня это гораздо лучше, чем самопоказ.

Работа директора театра подразумевает, что вы много времени проводите на работеСколько раз вам удалось выбраться на море за лето?

В этом году дважды – один раз меня приглашали на морские прогулки, а второй раз я за компанию сходил показать море знакомым. И все. Это неправильно, я не призываю к такому образу жизни. Пока не могу себе позволить никаких путешествий, потому что сейчас такой большой объем работы, который нужно делать. Понимаете, мы открылись, заявили о себе, многие в стране знают, что в Сочи открылся театр. Теперь нам нужно продолжить и показать, что мы такие вещи делаем, от которых зритель радуется, смеется, плачет, огорчается.

Как вам удалось первым в Сочи собрать профессиональную труппу?

Для начала я решил проанализировать причины, по которым в Сочи не было своего театра. Есть такое мнение: раз сюда приезжают известные артисты из других регионов, то местные просто не могут с ними конкурировать. Это одна из главных ошибок – неверие в свои силы и таланты. Идея на уровне разговора воплощена не будет, мы же ее стали физически прорабатывать. Власть имущие не верили, что может родиться творческий, профессиональный коллектив. И я сумел их убедить, что мы трудолюбивы и талантливы. Самое сложное было поначалу собираться, бесплатно работать, чтобы доказать свою состоятельность и что мы имеем право называться профессиональным театром. В советские времена были народные театры, такая художественная самодеятельность, тем не менее, и они поддерживались госбюджетом, потому что любой спектакль – это финансовые затраты, а театр – игрушка дорогая и никаких коммерческих отношений или идеи о том, что на театре можно заработать денег, конечно же, нет. Конечно, можно благодаря эстрадным делам получить прибыль, но театр – это все-таки сфера искусства, а не обслуживания, так что тут вопрос стоит совсем иной. Воспитание подрастающего поколения и развитие культуры города в целом – вот таким целям мы служим. Считаю, что в данный момент мне удалось создать творческий коллектив талантливых людей, и я рад, что на протяжении трех месяцев на все спектакли, которые мы ставим, билеты раскупают. Наших артистов не очень-то знают, но мы понимаем, что на каждом спектакле зрители аплодируют, и это не наши знакомые, а люди, которые пришли и купили билет за собственные деньги. Им понравилось, они рассказали друзьям, и благодаря этому сарафанному радио у нас и дальше продолжают собираться залы. Сейчас мы готовим к выпуску спектакль «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского и еще одну сказку.

Текст: Марина Бакиева

Фото: Любовь Игнатьева