НОВЫЙ ТЕАТР СОЧИ

Здесь каждый найдет своё и непременно захочет вернуться!

По-гамлетовски:
« Быть или не быть...?»

Автор статьи: Лариса Остренко

LmBFvh8bevw

Когда пытаешься размышлять о явлении, явно одаренном, все эмоциональные и логические доводы – порой вопреки здравому (читай, финансовому) смыслу - в пользу таланта... Потому что «для вечности» и живет, и созидает. Когда рассуждать приходится о талантливом коллективе - уточню, об объединении людей, не просто одаренных, но и увлеченных, возможно, даже одержимых, одним чувством – любовью к искусству, одной целью - постановкой на сцене классики отечественной и зарубежной литературы - аргументы «против» перестают работать. Почему? Потому что созидание и прогресс напрямую зависят от просвещенности и культуры… одного, двух, отдельного взятого коллектива или отдельного взятого города. Вроде бы истина, уже набившая оскомину, но для реализации в нашем обществе до сих пор требующая титанических усилий… Если конкретизировать вступление, то поговорить, вернее, поразмышлять, хочется о театре-студии «Каскад». Появившись в Сочи в ноябре 2015 года, студия за чуть более полгода предоставила на суд зрителей три постановки. Возможно, торопятся... Но это скорее от желания самоутвердиться, зарекомендовать себя и стать неотъемлемой частью культурного сообщества Сочи. А это желание лично мне импонирует. Все три постановки отражают целый пласт в литературе и искусстве, поскольку созданы на основе произведений известных классиков: Жан Франсуа Реньяр (представитель эпохи классицизма - XVII-XVIII века - французской драматургии), Александр Пушкин (представитель XIX-го, названного «золотым», века русской поэзии), Александр Вампилов (представитель советской драматургии середины XX века). Планка изначально взята высокая - имена классиков обязывают труппу соответствовать заявленному уровню. Если вывести среднестатистическое мнение побывавших на спектаклях, то приходится констатировать: постановки сочинской студии - не без претензии на самобытность, творческую уникальность и одаренность, как отдельно взятых артистов, так и коллектива, в целом. А ведь из профессионалов в труппе - художественный руководитель театра-студии «Каскад», выпускник школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, Александр Лухин, артисты труппы: Ростислав Дубинский, Наталья Бахарева, Мария Малишевская. У остальных - непреодолимая тяга к искусству и желание испытать себя профессией актера. Не будем снобами и ханжами, тем более что в современном шоу-бизнесе, каковым сегодня является театр и кино, немало популярных и раскрученных артистов не имеет соответствующего диплома. Смею предположить, что в творческой профессии он и не является определяющим. Желание студийцев освоить новое ремесло и внести в этот вид искусства свою лепту, заставляет кропотливо и с энтузиазмом работать над созданием сценического образа. Комедия «Единственный наследник», премьерный показ которой состоялся 1 июля, раскрыла таланты всей труппы, трудившейся над созданием спектакля. Классицизм, а именно к этому художественному стилю относится комедия Реньяра, требовал от режиссера соблюсти триединство места, времени и действия - и это во многом облегчило задачу камерному театру в вопросах декораций. Минимума декораций требовала и небольшая сцена театра – кстати, благодаря этому факту актеры «расширили» площадку действий, и выход к зрителю «работал» вполне эффективно – присутствующие в зале были вовлечены в сценическое действо. Стихотворная форма произведения – с учетом, что перевод изобилует архаизмами и устаревшими словами, - потребовала дополнительных языковых усилий и мастерства от всех актеров. Сценические образы создавались эмоциями и жестами, которые у большинства артистов спектакля вполне естественно гармонировали с произносимым текстом. Жеронт, изумительно сыгранный Ростиславом Дубинским, как и подобает хилому старцу, восставшему со смертного одра, еле переставлял подгибающиеся ноги и трясущимися руками расплескивал воду из стакана, когда пытался утолить жажду, тем не менее предпринимал попытки покорить сердце юной красотки. Актер создал на сцене очень естественный образ дряхлеющего старика, с одной стороны, жадно хватающегося за последние радости жизни, с другой, мучимого желаниями облагодетельствовать близких и уйти в мир иной со спокойной совестью. Профессионализм актрисы Натальи Бахаревой, сыгравшей Лизетту, заслуживает не просто похвал, а бурных аплодисментов. Ее великолепная игра приковывает внимание от начала и до конца: произносимый ею текст является лишь естественным продолжением ее сценических действий, насыщенных отточенными жестами и соответствующей ситуации мимикой. Сергей Ханго и Антон Аверьянов, успешно вжившись в образы племянника старца Эраста и его слуги Криспена, своей эмоциональной игрой заостряют внимание на недостатках своих героев, преступающих ради личной выгоды и финансового благополучия не только нравственные законы. Разрываемые страстями, они темпераментно ведут сюжет к кульминации и развязке. И вот она кульминация - обман на грани раскрытия… Но выживающий из ума старик вновь обманут - лжецы остаются в фаворе и при деньгах… И кто же после этого станет сомневаться в актуальности комедии, написанной в начале XVIII века, в наши дни? В том, что классика правит умами тех, кто склонен видеть, слышать и познавать мир? Гамлетовский вопрос: «Быть или не быть…?» - в данном случае нериторический. Путь становления труппы театра-студии «Каскад» пройден, но проблемы не позволяют ему полноценно развиваться дальше. Если мы, сочинцы, хотим иметь собственный театр в родном городе, то, видимо, должны каким-то образом выразить или проявить свое желание. Тем более, что сами студийцы сделали все, чтобы доказать нам свою состоятельность. И мнение Александра Калягина, высказанное в середине мая на прошедшем в Сочи Всероссийском театральном форуме «Театр: время перемен» о том, что театр-студия «Каскад» под руководством Александра Лухина может стать основой для формирования профессионального драматического театра в Сочи, - это не просто признание мастерства коллег по цеху, а повод к действию в городе, претендующему на звание «культурной и фестивальной столицы страны». Не сомневаюсь, обаяние студийности, умной, выразительной и азартной игры актеров способно покорить сердца и умы сочинцев, сделав театр «Каскад» не просто популярным, но и жизненно необходимым в культурном пространстве родного города.

Автор статьи: Лариса Остренко